1. Программа педагогической реабилитации в помощь учению и развитию интеллекта детей «Учиться весело и победно».
Цель:
- формирование у воспитанников стойких умений самообразования, потребности к продолжению образования.
Задачи:
- диагностика причин школьных трудностей;
- помощь в адаптации ребенка к новой школе;
- выбор формы, программы обучения на основе диагностики, заключений СПМПК.
Работа по программе строится в течение учебного года.
2. Программа нравственно-эстетического воспитания «Солнышко».
Цель:
- создание условий, способствующих нравственно – эстетическому воспитанию и развитию детей, освоению ими пространства места жительства и самоопределения в нем;
Задачи:
- развивать положительное отношение к художественным ценностям, культуре поведения, труду, любви к Родине, ручному труда, народным промыслам и др.
- привитие навыков эстетической культуры;
- повышение общекультурного уровня детей, освоение ими культуры межличностных и межпоколенческих отношений;
- углубление эстетических ориентаций детей, расширение их знаний о различных видах искусства, получением практических навыков художественного творчества;
- формирование навыков культуры поведения.
Духовно-нравственное направление в процессе реабилитации детей и подростков осуществляется через сотрудничество с представителями Свято-Благовещенской церкви, библиотекарями МКУК «Сычевская ЦБС». В Центре «Дружба» с воспитанниками систематически проводятся занятия с Воскресной Школой (накануне значимых церковных праздников).
3. Комплексная программа «Всезнайка», ориентированная на социально-педагогическую реабилитацию ребенка дошкольного возраста (3-6 лет), подготовку к школе 6-7- летнего воспитанника.
Цель:
- компенсация отставания в развитии и содействие раскрытию природных задатков и творческого потенциала ребенка, способствование привитию навыков продуктивного общения через организацию игры и игрового пространства.
Задачи:
- формирование важнейших для развития детей видов активности: игровой, познавательной, преобразующей.
- обучение формам общения со сверстниками и взрослыми;
- расширение объема знаний и представлений об окружающем мире;
- самовыражение творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности.
Программа состоит из разделов: художественное воспитание (чтение стихотворений и сказок, заучивание пословиц, поговорок, знакомство с буквами); математическое обучение (логические задачи, игры, письмо цифр); творческие занятия (рисование, лепка, аппликация).
4. «Жизнь без вредных привычек» – программа профилактики употребления табака, алкоголя и наркотиков. Программа направлена на повышение ответственности за собственное поведение, развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков, что способствует успешной адаптации подростков в обществе, социализации, формированию общей культуры личности.
Цель:
Формирование у воспитанников представления об опасности воздействия алкоголя, курения и наркомании на здоровье и жизнь человека.
Задачи:
- Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании, табакокурения и алкоголизма;
- Изменение отношения детей к вредным привычкам;
- Формирование мотивации к сохранению здоровья.
Результат:
- Усвоение детьми понятия о том, что табак, алкоголь и наркотики – вещества, приносящие вред здоровью;
- Приобретение навыков и умений выхода из кризисных ситуаций.
5. Коррекционно-реабилитационная программа группы дневного пребывания детей «Поверь в себя».
Цель:
- профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в возрасте от 6 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи программы:
1. Оказание помощи в решении личных и социальных проблем несовершеннолетних, в овладении конструктивного взаимодействия в ближайшей социальной среде.
2. Содействие несовершеннолетним в преодолении учебной дезадаптации, приобщении их к трудовой деятельности.
3. Содействие в разрешении конфликтных ситуаций в семье.
6. Программа группы дневного пребывания детей «Адаптация первоклассников к школьной жизни». Реализуется в сентябре с воспитанниками группы, которые пошли в 1 класс.
Цель:
- создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Задачи
- развитие у детей навыков общения, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;
- развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
- формирование у учащихся внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;
- оказание помощи воспитанникам в усвоении школьных правил.
7.Программа трудовой реабилитации «Пчелка»
Цель:
- формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Задачи программы:
- сформировать у воспитанников обширное представление о рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на занятиях;
- развивать творческие способности воспитанников посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
- воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.
Программа «Пчёлка» включает в себя подпрограммы:
1.«Бумажный змей» - программа рассчитана на реабилитацию детей от 4 до 10 лет.
2.«Пластилиновое Чудо» - программа рассчитана на реабилитацию детей от 4 до 7 лет.
3.«Мастерская Карандаша» - программа рассчитана на реабилитацию детей от 4 до 10 лет.
4."Будущее в моих руках" - программа по социально-бытовой ориентировке
8. Для оказания помощи и поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации разработана программа «Надежда». Она представляет собой модель организации работы с семьями по восстановлению и укреплению семейных связей.
Цель программы:
- профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
Основные задачи:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- оздоровление межличностных внутрисемейных отношений;
- овладение коммуникативными навыками сотрудничества;
- восстановление и сохранений семейных связей.
Программа «Надежда» реализуется по нескольким тематическим блокам:
8.1. «Родительские университеты» - оказание консультативной помощи родителям, проведение тренингов детско-родительских отношений.
8.2. «Скажем НЕТ насилию!» - профилактика жестокого обращения в семьях.
8.3. Заседания семейного клуба «У камина» — организация клубной деятельности с родителями.
В рамках клубной деятельности на базе Центра организуются семейные праздники, творческие мастерские, спортивные мероприятия - совместная деятельность воспитанников и их родителей по изготовлению поделок, рисунков, коллективное участие в спортивных состязаниях.
9. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).
Цель: комплексное воздействие, направленное на выравнивание речевого и психофизического развития детей, обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи:
- выявление детей, имеющих речевые нарушения, путем диагностики звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, фонематического слуха;
- коррекция речевых нарушений на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
- профилактика речевых нарушений путем консультаций, бесед и информирования всех субъектов коррекционного процесса;
- развитие коммуникативных навыков.
10. Программа «Крепыш».
Цели:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
2. Формирование представлений о здоровом образе жизни.
3. Профилактика различных заболеваний.
Задачи:
- воспитывать культуру питания, знакомить с понятиями о полезных и вредных продуктах;
- развивать навыки личной гигиены, устойчивое желание ухаживать за своим телом;
- формировать устойчивый интерес к оздоровительным мероприятиям, спорту;
- способствовать развитию негативного отношения к вредным привычкам, расширять знания о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
- оздоровлять детей через систему лечебно-профилактических мероприятий.
11. Программа психолога «Растишка».
Цели:
- создание благоприятных условий, способствующих развитию психофизической и эмоционально-волевой сферы ребенка;
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и взаимодействия с ребенком, преодоление проблем в поведении детей.
Задачи:
- выявление контингента детей, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- установление причин их возникновения;
- формирование групповых и индивидуальных программ психологического сопровождения для детей и родителей;
- выявление контингента родителей, имеющих проблемы в воспитании детей.
12. Творческая, развлекательная, спортивно-оздоровительная программа летней реабилитации детей «Калейдоскоп».
Цель:
1. Создание благоприятных условий для оздоровления детей, восстановление их физического потенциала.
Задачи:
1.Формирование потребности в здоровом образе жизни.
2.Обеспечение условий саморазвития личности ребенка.
3.Развитие творческих способностей детей средствами прикладного, изобразительного и театрального искусства.
4.Создание эмоционально-нравственного комфорта в детском коллективе.
5.Создание условий для качественного изменения в детско-родительских отношениях.
6.Организация досуга.