Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
«Сычевский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «ДРУЖБА»
215280, Смоленская область
г. Сычевка, ул. Алексеевского, д. 9
тел/факс (48130) 4-24-39
Проект «Цветик –семицветик»
Наименование проекта |
«Цветик-семицветик»
|
Приоритетное направление, по которому заявлен проект |
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды |
Наименование Заявителя |
смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Сычевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дружба» |
Сроки реализации проекта (дата начала и окончания) |
июнь 2023 г. – июль 2023 г. |
Территория реализации проекта |
Сычевский район Смоленской области, СОГБУ СРЦН «Дружба» |
Информационная карта проекта
«Цветик-семицветик»
Приоритетное направление, по которому заявлен проект |
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды |
Цель проекта |
Диагностика, раскрытие существа проблем, которые могут осложнить адаптацию ребенка к школьной жизни. Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей сельской местности, не посещающих ДОУ |
Задачи проекта |
1. Формирование адекватного представления о школьной жизни. 2.Пробуждение интереса к школе и процессу обучения. 3.Создание благоприятных условий для оздоровления детей, восстановление их физического потенциала. 4.Формирование функциональной, интеллектуальной, мотивационной и социальной готовности к школе, потребности в здоровом образе жизни. 5. Развитие творческих способностей детей средствами прикладного, изобразительного и театрального искусства. 6.Создание эмоционально-нравственного комфорта в детском коллективе. |
Адресная направленность проекта |
Дети и семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации и проживающие на территории Сычёвского и Новодугинского районов |
Продолжительность, сроки реализации проекта |
Продолжительность реализации: июнь 2023 г. – июль 2023 г. Этапы реализации проекта: Подготовительный: - обсуждение идеи создания проекта на заседании КДН и ЗП; - выявление детей 6-7 лет, не посещающие детские сады, находящиеся в трудной жизненной ситуации; - освещение основного содержание проекта в СМИ; - сбор документов, формирование группы. Основной: реализация проекта. Заключительный: - подведение итогов проекта, анализ |
Краткое описание проекта |
Участниками проекта являются дети 6-7 лет Сычевского и Новодугинского районов, не посещающие по каким – либо причинам детские сады, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Длительность проекта - 21 день. |
Соисполнители проекта |
Специалисты СОГБУ СРЦН «Дружба», ДЮСШ, ДДТ, Отдел по работе с молодежью МО «Сычевский район», клуб любителей внедорожников «Ниссан 4×4» г. Москва, клуб любителей спорта ЦСКА. |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
«Цветик-семицветик»
I Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта
Необходимость реализации проекта «Цветик-семицветик» на базе СОГБУ СРЦН «Дружба» была обусловлена отсутствием во многих сельских администрациях района дошкольных образовательных учреждений и вследствие этого высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению. В Сычевском районе насчитывается 829 детей от 0 до 7 лет. В том числе 358 дошкольников, которые посещают детские сады, 175 – «домашние» дети. В Новодугинском районе дошкольников в возрасте от 0 до 7 лет – 808. Посещают сады от 3 до 7 лет – 193 ребенка, не посещают – 410. Такие дети лишены возможности качественно освоить программу дошкольного образования, а, следовательно, в будущем им труднее будет осваивать школьную программу, труднее проходить адаптацию в детском коллективе. Стартовые возможности детей в 1 классе будут разные. Поэтому центр разработал проект, который предусматривает решение данных проблем.
Правовую основу организации группы предшкольной подготовки составляют: Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ , письмо МОПОРФ “О подготовке детей к школе” № 990/14 /15 от 22. 07. 97., Устав центра, Положение о центре.
На основе этих документов в июне 2023 г. в центре будет проходить реабилитацию группа предшкольной подготовки для детей 6-7 лет.
Между администрацией центра (в лице директора) и родителями или лицами, их заменяющими, будут заключены договора на услуги.
До открытия группы в центре будет подготовлена необходимая предметно-образовательная среда. Она включает: помещение для занятий и совместной деятельности детей; спортивный зал со спортивным инвентарем для детей дошкольного и младшего школьного возраста; видеозал.
Дополнительно необходимо приобрести:
наборы настольных игр, наглядные пособия для проведения занятий по развитию элементарных математических представлений; развитию речи и обучению грамоте; ознакомлению с художественной литературой и др.
Работу с детьми по подготовке к школе будет осуществлять воспитатели и специалисты центра.
Организация работы группы предшкольной подготовки на базе нашего центра будет имеет свою особенность. Режим работы группы включает не только время на проведение учебных занятий, но и время для развития способностей и занятий по интересам. Дети, занимаясь в группе, будут иметь возможность посещать кружки. Дополнительно к указанным занятиям по сетке спланирована кружковая работа по театрально-эстетическому, культурно-массовому и физкультурно-оздоровительному направлениям. Учитываются в построении реабилитационного процесса и индивидуальные особенности детей. Решение задачи учета и развития индивидуальных способностей детей потребует проведения психолого-педагогического обследования, где будут выявлены проблемные моменты в развитии ребенка и определится, как в такой короткий период можно ему помочь. Психолог даст конкретные советы родителям на лето.
При положительных результатах проекта в 2024 году планируется:
1. Численность детей 6-7 лет в проекте не менее 21 человека.
2. Подключение возможностей ДДТ, ДЮСШ для кружковой работы, праздников, конкурсов.
3. Активно работать с родителями по совместной работе в достижении положительного результата всестороннего развития детей 6-7 лет. С помощью родителей первоклассников отслеживать преемственность. Через СМИ регулярно информировать родителей будущих 6-7- леток о нашей работе.
4. Отслеживать дальнейшие успехи детей в начальной школе, проводить диагностику адаптации этих детей к школе и учебным достижениям.
II Цели и задачи проекта
Цели:
1. Диагностика, раскрытие существа проблем, которые могут осложнить адаптацию ребенка к школьной жизни.
2.Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ.
3. Реализация и обеспечение права ребенка на счастливое детство.
Задачи:
1. Формирование адекватного представления о школьной жизни.
2.Пробуждение интереса к школе и процессу обучения.
3.Создание благоприятных условий для оздоровления детей, восстановление их физического потенциала.
4.Формирование, функциональной, интеллектуальной, мотивационной и социальной готовности к школе, потребности в здоровом образе жизни.
5.Обеспечение условий саморазвития личности ребенка.
6. Развитие творческих способностей детей средствами прикладного, изобразительного и театрального искусства.
7.Создание эмоционально-нравственного комфорта в детском коллективе.
8.Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
III Сроки и этапы реализации проекта
Продолжительность реализации: июнь 2023 г. – июль 2023 г. (при положительном результате работы проекта «Цветик -семицветик» центр продолжит его реализацию в июне 2024 г.).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
1.Разработка концептуальной основы проекта.
2.Создание методической базы проекта.
3.Установление межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи и обеспечивающих сотрудничество между семьей и учреждениями.
4.Проведение исследований семьи.
5. Выявление детей 6-7 лет, не посещающие детские сады, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
6.Освещение основного содержание проекта в СМИ;
Основной:
- реализация проекта.
Заключительный:
- подведение итогов проекта, анализ
V Мероприятия проекта
Дата |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
||
Понедельник |
1.Адаптирующее занятие «Как меня зовут» 2.Развлекательное занятие «Разморинка» 3.Познавательная беседа «Наш центр – «Дружба» 4.Занятие «Скоро в школу» 5.«Силачи» |
Психолог, воспитатель Воспитатель Воспитатель Инструктор по физической культуре |
||
Вторник |
1. Занятие «Скоро в школу» 2. «Сами своими руками» 3. «Льется музыка…» 4. «Раз ромашка, два ромашка, а я четвертую сорву» (знакомство с природой) 5.Развлекательно-познавательная программа «Где сидит фазан» |
Воспитатель Инструктор по труду Музыкальный руководитель Воспитатель Воспитатель
|
||
Среда |
1. Занятие «Скоро в школу» 2. «Музыкальная капель» 3. «Кем » 4. «Спортивные состязания»
5.«Красота спасет мир» - учимся быть красивыми. |
Воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатель Инструктор по физической культуре Воспитатель, психолог
|
||
Четверг |
1.Занятие «Скоро в школу» 2. «Пиратская гавань» - занятие на реке. 3. «В мире сказок» - чтение РНС 4. «В гостях у Лесовика» - экскурсия в лес. 5. «Самоделкин» |
Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Инструктор по труду |
||
Пятница |
1.Занятие «Скоро в школу» 2.«Что такое хорошо» 3.«Спортивные эстафеты»»
4.«Веселое фото» - развлекательное занятие 5.«Незнайка на улицах города» - ПДД |
Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Воспитатель Воспитатель
|
||
Суббота
|
1.«Веселый телефон» (развлекательная программа) 2. «В песне душа народа» 3. «Чудесная бусина» 4.«Дедушка Молчок» (подготовка к школе) 5.«Праздник в лесу» (игровая программа) |
Воспитатель
Музыкальный руководитель Инструктор по труду Воспитатель
Воспитатель
|
||
Воскресенье |
1. «Звездный час» 2. «Спортландия»
3.«Рождение звезды» (конкурсная программа) 4.«Театр теней» (концертная программа) 5.«Правила обращения с электроприборами» (беседа про огонь) |
Воспитатель Инструктор по физической культуре
Воспитатель
Музыкальный руководитель Воспитатель |
||
Понедельник |
1.Занятие «Скоро в школу» 2.«Физкультуре-ура» 3.«Очумелые ручки» 4.«В гостях у Всезнамуса» (развлекательное занятие) 5. «В гости к солнцу» - отдых у воды. |
Воспитатель Инструктор по физической культуре Инструктор по труду Воспитатель Воспитатель
|
||
Вторник |
1. Занятие «Скоро в школу» 2. «То, что нас окружает» 3. Музыка других народов. 4. «Мое любимое животное» - развивающее занятие 5. «В гостях у книжки» - чтение |
Воспитатель Воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатель Воспитатель |
||
Среда |
1.Занятие «Скоро в школу» 2. «Спортивный досуг»- игровая программа 3. «Как сделать мир красивее» 4. «Где прячется ветер» - поход в лес. 5. «Я водяной» - игры у воды. |
Учитель Инструктор по физической культуре Инструктор по труду Воспитатель Воспитатель |
||
Четверг |
1.Занятие «Скоро в школу» 2.«Мы частушки вам споем» (музыкально-тематический праздник) 3.«Россия – родина моя»-чтение стихов о Родине. 4.«Лесная мозаика» - конструирование. 5. «Экскурсия в библиотеку» |
Воспитатель Музыкальный руководитель Воспитатель Инструктор по труду
Воспитатель |
||
Пятница |
1.Занятие «Скоро в школу» 2. Караоке по-русски 3.«Винтик и Шпунтик» 4.«Здоровая пища» (беседа о человеке и его здоровье) 5.Спорт и развитие на свежем воздухе «Веселые старты» |
Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по труду Воспитатель
Инструктор по физической культуре |
||
Суббота
|
1.«Веселый муравей» (приобщение детей к труду) 2.«Фольклорная страна» 3.«Волшебный переплет» 4.«Путешествие в страну звуков» 5.«Путешествие маленького бельчонка в страну лекарственных трав» |
Воспитатель
Музыкальный руководитель Инструктор по труду Воспитатель, психолог
Воспитатель
|
||
Воскресенье |
1.«Воздушный океан» (занятие на свежем воздухе) 2.«Спартакиада» 3 «Ромашка» (игра) 4. «Поющий лес» (комплексное мероприятие) 5. «Облака – белогривые лошадки» (рисование на свежем воздухе) |
Воспитатель Инструктор по физической культуре Воспитатель Психолог, воспитатель Воспитатель
|
||
Понедельник |
1.Занятие «Скоро в школу» 2.«Музыкальный круг» 3.«Мастер - ломастер» 4.Экскурсия в парк «Юный натуралист» 5.Развлекательная программа «В гостях у Витаминки» |
Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по труду Воспитатель Воспитатель
|
||
Вторник |
1.Занятие «Скоро в школу» 2.«Силачи» 3.«Канцелярские потехи» (спортивно-развлекательное мероприятие) 4.Театр кукол «На Руси» 5.«Мы выросли» (подготовка к школе) |
Учитель Инструктор по физической культуре Воспитатель
Воспитатель Воспитатель, психолог |
||
Среда |
1.Занятие «Скоро в школу» 2. «Инструментальная музыка» 3.«Сделаю себе друга» (оригами) 4.«Поле Чудес» 5.«Дорисуй-ка-догадай-ка» (развивающая игра) |
Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по труду Воспитатель
Воспитатель |
||
Четверг |
1.Занятие «Скоро в школу» 2.«Спартанцы» 3.«Чистый воздух и вода – богатство страны» - экскурсия в природу. 4.«Играй-город» (оздоровительные игры) 5.«Летнее кафе» (сюжетно-ролевая игра) |
Воспитатель Инструктор по физической культуре Воспитатель Воспитатель Воспитатель |
||
6 июля Пятница |
1.Занятие «Скоро в школу» 2. «Любимые песни детства» 3. «Подарок для книжки» 4. «Что такое хорошо, что такое плохо?» (познавательное занятие по произведению Маршака) 5. «Моя мечта» (час рисования) |
Учитель Музыкальный руководитель Инструктор по руду Воспитатель, психолог
Воспитатель |
||
7 июля Суббота |
1. «Мы выросли» 2.«От улыбки солнечной одной» 3. «Мозаика» 4.«В стране ладошек и пальчиков» 5. «Юные мыслители» (конкурс загадок) |
Воспитатель
Воспитатель, психолог Инструктор по труду Воспитатель
Воспитатель |
||
8 июля Воскресенье |
1. «В гостях у Бириляки» 2. «Музыкальная дорожка» 3. «Волшебная нить» 4. «Путешествие по глобусу» 5. «Царица-водица» |
Инструктор по труду Музыкальный руководитель Инструктор по труду Воспитатель Воспитатель |
||
V Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение основных мероприятий проекта ранней профилактики семейного неблагополучия представлено специалистами центра «Дружба». В ходе реализации проекта задействованы специалисты следующих направлений: специалист по социальной работе, воспитатели, дефектолог, психолог, мед.сестра, инструктор по труду, инструктор по ФК, кружковод ДДТ, музыкальный руководитель, учитель. Среди перечисленных специалистов часть работают на постоянной основе, а часть являются совместителями.
Материально-технические ресурсы: оборудование кабинета психолога, компьютерная техника, копировально-множительная техника, теле-видео-аудио аппаратура, тренажеры и спортинвентарь.
Информационные ресурсы: сотрудничество со средствами массовой информации района, участие специалистов в тематических конференциях, обучающих семинарах и круглых столах; информационные стенды.
VI Организация управления проектом и контроль над ходом его реализации
Текущее управление реализацией проекта осуществляется директором СОГБУ СРЦН «Дружба».
VII Ожидаемые результаты проекта
Реализация мероприятий проекта позволит:
1.Провести диагностику, раскрыть существующие проблемы, которые могут осложнить адаптацию ребенка к школьной жизни.
2.Обеспечить возможность единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ.
3.Реализовать и обеспечить права ребенка на счастливое детство.
4. Расширить систему межведомственного взаимодействия в части социального обслуживания семей.
5. Активизировать жизненный потенциал семьи, направленный на благополучие детей.
6. Повысить уровень информированности населения о формах, способах взаимного сотрудничества семьи и государственных учреждений, общественных организаций.